сергей
айнутдинов
ПЛОТAbout
ПЛОТcreativi
ПЛОТthe message
Игра в большое кино [ПЛОТ]Game at the large cinema [articles]


Игра в большое кино

Интервью с С. АйнутдиновымУ легендарных уральских мультипликаторов появились достойные преемники. Фильмы «Мои динозаврики» пятилетнего Егора Илюхина, «Приключения по ту сторону жизни» Алины Кумаитовой (8 лет), «Новогодние превращения» Никиты Парфенова (12 лет) и «Любовь карандашей» Марии Леваевой (15 лет) отмечены дипломами на международном фестивале детского анимационного кино «Золотая рыбка», завершившемся недавно в Москве. Юные дарования — воспитанники детской студии анимации «Аттракцион», которая открылась год назад при Свердловской киностудии. О том, как дети играют в большое кино, рассказывает руководитель студии, известный режиссер Сергей Айнутдинов.

— Мысли о «воспитании смены» появились еще на заре перестройки. Свердловская киностудия тогда расширялась, искала кадры, и очень хотелось создать что-то новое. Правда, дальше разговоров дело не пошло. Все занимались своим кино, потом в стране такое началось... Но прошло время, стабилизировалась ситуация на киностудии, и я снова вернулся к идее.

Сегодня далеко не каждый родитель может себе позволить отправить ребенка учиться во ВГИК, а кадры для студии нужно готовить. Вот мы и решили создать некую образовательную инфраструктуру. Я подумал, а почему бы не начать с детей — чтобы уже в этом нежном возрасте заронить в них какое-то сомнение... Не всем же быть юристами, зубными техниками или инженерами, в конце концов. Абсолютно неважно, свяжут ли они потом свою жизнь с кино. Но, вполне вероятно, выберут какую-то серьезную творческую профессию.

— Не удивительно, что детская мультипликация появилась в Екатеринбурге. А есть подобная практика где-то еще?

— Конечно, в России есть детские студии анимации, но немного. Творческий процесс в основном строится на коллективной работе, при активном участии педагогов. Мы не пошели по этому пути. Решили, что у нас будет авторское кино. Дети по своей психологии все же больше эгоисты, им коллективное даже чуждо немного. Мне кажется, они хотят самоутвердиться в жизни даже больше взрослых. Их же постоянно направляют.

Изначально я придумал для студии слоган: «Игра в Большое Кино». Именно так мы и выстраиваем отношения: дети играют в это Кино, а мы им всячески помогаем. У каждого конкретная цель — сделать за год фильм. Мы сотрудничаем с телекомпанией «4 канал», в эфире которой проходят премьеры некоторых картин. На днях был показ всех работ на большом экране в Доме кино — а за год создано порядка 30 фильмов. Выпустили видеокассету. Словом, у детей все, как у больших: он сделал фильм, у него берут интервью, его работы показывают по ТВ, отправляют на фестивали.

— А каковы условия игры? Чтобы попасть в студию, дети проходят какой-то конкурс?

— От конкурса мы сразу отказались. Главное - научить ребенка рассказывать истории с помощью кино, а как он рисует – менее важно. Дети сами придумывают истории. Потом они — и сценаристы, и режиссеры, и аниматоры, и художники. Очень интересно, как они оформляют титры. Я им говорю: можно написать просто — «над фильмом работал...» и указать имя, возраст. Но они указывают все свои творческие ипостаси. Кстати, теперь у ребят появилась потребность узнавать, кто же режиссеры фильмов, которые они смотрят. А это немаловажно.

— Хватает у детей терпения создавать один фильм в течение целого года?

— Мне кажется, что каждый делает маленький подвиг. Целый год ждать! Я сужу по себе — хотя мне и лет не столько, и опыт совсем иной... Для фильма они рисуют от 300 до 500 картинок! Это очень тяжелый процесс. Условно говоря, часа за четыре ребенок может нарисовать одну секунду фильма. Рисует сам, совершенно честно. И когда они видят, как изображение оживает -радости столько...

— А как относятся к созданию своего маленького фильма сами дети?

— Думаю, для них это больше игра. Но у многих картины действительно получились очень интересными. Например, семи летний Виталик Никишин, на мой взгляд, создал лучшее научно-популярное кино всех времен и народов. Более наглядно и доступно рассказать о круговороте воды в природе просто невозможно. Или Алина Кумаитова, которая в свои восемь лет сделала очень философское кино, удивившее взрослых. Одно название чего стоит — «Приключения по ту сторону жизни». Достойных картин много.

— Ожидали ли вы подобный успех на фестивале «Золотая рыбка»?

— Фестивали — дело непростое. На каждом своя политика, сферы влияния, определенные интересы. О нас никто ничего не знал. Когда показывали нашу программу, мне показалось, что в зале было несколько напряженно. Потом доходили слухи, мол, мы за детей все сделали. Но после награждения отношение стало другим — начали интересоваться нашими методиками, приглашать на другие фестивали. Уже точно могу сказать, что в будущем году мы покажем работы на «Московских каникулах» и на российском анимационном фестивале в Суздале.

Знаете, я люблю цитировать одну фразу Гумилева: «Человечеством движут иллюзии, ничем не обоснованные, во имя них и случается вся жизнь». Она как раз про аниматоров и детей. Мы питали иллюзии — благодаря им все и происходит. Мы не думали ни о чем. Но получилось же.

Деловой квартал № 41 26 ноября 2001




[Назад]

  биография / biografy    фильмография / films    награды / the diploms    ПЛОТ / articles    ПЛОТ / Photos  

сайт разработан ИА УРАЛЬСКАЯ ГАЛАКТИКАИнтернет-агентство <Уральская галактика> Rambler's Top100 Rambler's Top100